Бережливое производство: философия, теория, технологии
Преподаватель
Гайдо Владимир Казимирович
К.т.н., генеральный директор ООО «Реал Консалтинг», собственник компании (г. Санкт-Петербург)
Содержание семинара:
Раздел А. Бережливое производство. Становление, развитие, принципы
-
Становление и развитие Японских промышленных стандартов
- История развития ключевых концепций.
- Вариабельность процессов.
- Контрольная карта У. Шухарта.
- Вклад Э. Деминга в японское чудо.
- Развитие японской школы менеджмента.
- Положения теории XYZ человеческого потенциала.
- Д. Мак-Грегор и японская школа менеджмента.
- TQM (тотальное управление качеством).
- Операционный менеджмент и система Бережливого производства (LP - Lean Production)
- Термины и определения системы LP.
- Философские основы управления LP.
- Специфика стратегии управления производством японских компаний.
-
Клиентоориентированность как основа системы LP.
- Качество продукции и персонала. Определение Ф.Кросби.
- Маркетинговая политика США - Япония.
- Модель профиля качества Н.Кано - цель: поймать ожидания потребителя.
- Распределение функции качества (QFD). Анкетирование клиента.
- Повторный клиент или диагностика успеха на рынке.
-
Инструментальные методы LP.
- Две опоры производственной системы Toyota - «Точно вовремя» и «Дзидока».
- Общая схема системы «Toyota.
- Система LP/арсенал инструментов/
- Инструменты контроля и управления. Простые инструменты (7+7) для повседневного использования персоналом в системе Кайдзен.
- Система применения инструментов на основе L - образной матрицы тесноты связей.
- Принципы развертывания системы LP во времени.
- Деятельность малых групп по управлению в производственной системе.
- Пример целевой матрицы развертывания LP.
- Лучшая зарубежная и российская практика внедрения инструментов LP.
-
Предпосылки. Принцип двойственности. Централизованные и децентрализованные системы управления предприятием.
- Основные применения инструментов LP для системы централизованного управления.
- Основные применения инструментов LP для системы децентрализованного управления. Условия перехода к работе с потоком единичных изделий.
- Условие функционирования децентрализованного управления - наличие технологической структуры типа «квазидерево».
- Условия оптимального использования централизованной и децентрализованной системы управления.
- Реакция на производство разнообразных товаров малыми партиями.
- Схема выравнивания объемов производства компании Toyota.
- АВС, XYZ анализ для управление запасами в условиях влияния переменных факторов.
- Централизованные системы управления информационными потоками.
- Децентрализованные системы управления информационными потоками.
Практикум
- Тест на соответствие с основными принципами принципах японского производства.
- Заполнение чек-листа на соответствие (организация контроля на производстве).
- Контрольная карта диагностики состояния применения инструментов 7+7.
- Заполнение матрицы инструментов для программы освоения нового рынка.
- На основании XYZ анализа выбор системы управления точкой возникновения заказа на пополнение ROP (return order point) или FOI (fixes order interval) по отношению к 10 товарным группам в зависимости от показателя стабильности отпускаемого объема.
Раздел В. Потоки создания ценностей. Система трех корректировок для компании любого профиля
-
Потоки создания ценностей. От начального состояния процессов к улучшенному
- Динамика изменения типа управленческой деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла.
- Три сектора затрат. Этапы повышения эффективности работы компании.
-
Система трех корректировок для компании любого профиля.
Корректировка №1. Снижение уровня затрат на несоответствия для компании любого профиля.
- Модель УЧЕТА 100% затрат на борьбу с несоответствиями.
- Протекание графиков «затраты на несоответствия – стоимость борьбы на обеспечение качества».
- Точка минимума суммарных затрат.
- Подтвержденная эффективность повышения затрат на предупреждения в одной из компаний.
- К разделу «Этап перебалансировки затрат». Нормативные значения баланса для производственных компаний.
- К разделу «Этап перебалансировки затрат». Нормативные значения баланса для области оказания услуг.
- Формирование собственного нормативного баланса.
- Система 5S.
- Древовидная структура причинно-следственных связей на примере внешнего отказа – штрафы.
- Метод 5 почему как рабочий инструмент. Х матрица (Японский промышленный стандарт Z-8101).
- Три основных организационных условия создания системы учета затрат на качество.
Практикум
- Разработка последовательности перехода от отказов к оценке и предупредительным мерам.
- Контрольные критерии как основа внедрения системы ТРМ.
- Контрольные критерии как основа внедрения системы 5С.
Система Кайдзен – одно из эффективных направлений снижения уровня затрат.
10 принципов кайдзен. Контроль и фокус при использовании кайдзен
Уравнение «Кайдзен»: контекст – конечная цель инструмента – индивидуальная ответственность
Функционирование системы предложений в кайдзен. Принятие ценностей кайдзен. Создание системы заботы о клиентах в Кайдзен.
Практикум
- Просмотр фильма - сессия Кайдзен на заводе.
-
Сессия Кайдзен по шагам реализации.
- Шаг 0. Подготовка к сессии Кайдзен. Подготовка перечней проблем для проведения сессии силами сотрудников компании.
- Шаг 1. Начало сессии. Распределение групп экспертов по блокам BSC (Система сбалансированных показателей).
- Шаг 2. Распределение проблем по 4-м блокам системы сбалансированных показателей.
- Шаг 3. Объединение проблем в группы по признаку их подобия в каждой перспективе. Предварительное выделение проблем, подлежащих обследованию по признаку доступности, включая выделение проблем первой очереди.
- Шаг 4. Подготовка к выходу на Гемба. Формирование предварительных листов действий и вопросов по проблемам, выбранным для обследования на местах. Примеры листов действий и вопросов для интервью.Подготовка листов сбора информации.
- Шаг 5. Выход на гэмба — место выполнения рабочего процесса. Сбор фактов, их фиксация и предварительная обработка (Заменяется по ситуации интервью в аудитории).
- Шаг 6. Обработка результатов интервью. Уточнение коренных причин появления проблем и корректирующих мероприятий в каждом блоке силами 4 - х групп. Система статистического анализа подключается по необходимости.
- Шаг 7. Каждая группа. Формирует перечни корректирующих мероприятий для проведения календарного планирования на основе приоритетности мероприятий по критерию эффективности воздействия.
- Шаг 8. Формирование календарного графика проведения работ на основе оценки бюджетной стоимости проведения мероприятий.
-
Корректировка №2. Повышение эффективности и результативности рабочих и вспомогательных процессов.
- Выбор актуальных процессов первой очереди на основе типового перечня бизнес-процессов. Типичные результаты постановочного аудита компании.
- Матрица зрелости процессов. Система контроля по критерию состояния. Переход к формированию календарного графика улучшений и изменений.
- Пошаговая технология перехода к процессу бережливого типа.
- Развернутое состояние процесса на основе объединения фрагментов деятельности.
- Визуализуемый менеджмент (Visible management): метод предоставления информации и инструкций об элементах работы .
- Кросс-функциональная диаграмма как средство перехода к целевому состоянию процессов.
- Примеры перехода процессов от текущего к целевым состояниям.
- Разработка документированной процедуры. Регламентация процессов компании с позиций реализации бережливой системы.
- Поле документированных процедур в соответствии с требованиями ИСО 9001:2015.
- Исключение операций, не создающих ценности. Начальные навыки: сборочная линия, услуги.
- Гибкие конфигурации производственных линий.
- Компания ПОРШЕ. Бережливое производство Porsche.
- Бережливое производство P&W.
Практикум
- Исключение операций, не создающих ценности.
- В группах проведение формирование операционных карт на основе одного из актуальных для компании процессов.
-
Система канбан.
- Организация производства/система КАНБАН на фирме Toyota.
- Канбан в системе «Lean production». Работа без административного вмешательства на горизонтальном уровне.
- Эффективность. Канбан повышает качество продукции.
- Переход на систему сборки единичных изделий одной категории на одном из конкретных предприятий.
-
Автономизация производственных процессов.
- Предупреждающие сигналы на фирме «Кавасаки. США».
- Баннерная система предупреждения брака.
- Контрольный лист операционного менеджера. Система трех MU.
- Автоматизация производственных систем.
-
Быстрая переналадка оборудования.
- Возникновение SMED (SMED - single - minute exchange of die) на заводе Mazda Toyo Kogyo в Хиросиме.
- Рационализация переналадки: основные этапы.
Практикум
- Рассмотрение 3 MU (MUDA, MURI, MURA) как систему управления операционными процессами.
- Оценка опыта применения системы SMED в компании Omark Industries в Портланде, штат Орегон.
- Шесть признаков японского управления за рубежом. Таблицы для самооценки.
-
Корректировка №3. Снижение уровня затрат на управленческие и вспомогательные процессы.
- Технологии первичной диагностики баланса. Операционные / Вспомогательные процессы.
- Общие принципы формирования организационной структуры и штатного расписания на основе системы процессного управления.
- Управление человеческими ресурсами в системе бережливого производства. Структура заработной платы..
- Мотивация персонала по функциональным и не функциональным критериям.
Практикум
- Тестирование этического уровня организации.
- Итоги обучения за круглым столом.
Язык тренинга
Русский
Продолжительность обучения
16 ак. часов (2 дня)
Стоимость обучения
13 000 ₽