Бережливое производство: философия, теория, технологии

Преподаватель

Гайдо Владимир Казимирович

К.т.н., генеральный директор ООО «Реал Консалтинг», собственник компании (г. Санкт-Петербург)

Содержание семинара

Раздел А. Бережливое производство. Становление, развитие, принципы

  • Становление и развитие Японских промышленных стандартов
    • История развития ключевых концепций.
    • Вариабельность процессов.
    • Контрольная карта У. Шухарта.
    • Вклад Э. Деминга в японское чудо.
    • Развитие японской школы менеджмента.
    • Положения теории XYZ человеческого потенциала.
    • Д. Мак-Грегор и японская школа менеджмента.
    • TQM (тотальное управление качеством).
  • Операционный менеджмент и система Бережливого производства (LP - Lean Production)
  • Термины и определения системы LP.
  • Философские основы управления LP.

  • Специфика стратегии управления производством японских компаний.
  • Клиентоориентированность как основа системы LP.
    • Качество продукции и персонала. Определение Ф.Кросби.
    • Маркетинговая политика США - Япония.
    • Модель профиля качества Н.Кано - цель: поймать ожидания потребителя.
    • Распределение функции качества (QFD). Анкетирование клиента.
    • Повторный клиент или диагностика успеха на рынке.
  • Инструментальные методы LP.
    • Две опоры производственной системы Toyota - «Точно вовремя» и «Дзидока».
    • Общая схема системы «Toyota.
    • Система LP/арсенал инструментов/
    • Инструменты контроля и управления. Простые инструменты (7+7) для повседневного использования персоналом в системе Кайдзен.
    • Система применения инструментов на основе L - образной матрицы тесноты связей.
    • Принципы развертывания системы LP во времени.
    • Деятельность малых групп по управлению в производственной системе.
    • Пример целевой матрицы развертывания LP.
    • Лучшая зарубежная и российская практика внедрения инструментов LP.
  • Предпосылки. Принцип двойственности. Централизованные и децентрализованные системы управления предприятием.
    • Основные применения инструментов LP для системы централизованного управления.
    • Основные применения инструментов LP для системы децентрализованного управления. Условия перехода к работе с потоком единичных изделий.
    • Условие функционирования децентрализованного управления - наличие технологической структуры типа «квазидерево».
    • Условия оптимального использования централизованной и децентрализованной системы управления.
    • Реакция на производство разнообразных товаров малыми партиями.
    • Схема выравнивания объемов производства компании Toyota.
    • АВС, XYZ анализ для управление запасами в условиях влияния переменных факторов.
    • Централизованные системы управления информационными потоками.
    • Децентрализованные системы управления информационными потоками.

Практикум

  • Тест на соответствие с основными принципами принципах японского производства.
  • Заполнение чек-листа на соответствие (организация контроля на производстве).
  • Контрольная карта диагностики состояния применения инструментов 7+7.
  • Заполнение матрицы инструментов для программы освоения нового рынка.
  • На основании XYZ анализа выбор системы управления точкой возникновения заказа на пополнение ROP (return order point) или FOI (fixes order interval) по отношению к 10 товарным группам в зависимости от показателя стабильности отпускаемого объема.

Раздел В. Потоки создания ценностей. Система трех корректировок для компании любого профиля

  • Потоки создания ценностей. От начального состояния процессов к улучшенному
    • Динамика изменения типа управленческой деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла.
    • Три сектора затрат. Этапы повышения эффективности работы компании.
  • Система трех корректировок для компании любого профиля.
    Корректировка №1. Снижение уровня затрат на несоответствия для компании любого профиля.
    • Модель УЧЕТА 100% затрат на борьбу с несоответствиями.
    • Протекание графиков «затраты на несоответствия – стоимость борьбы на обеспечение качества».
    • Точка минимума суммарных затрат.
    • Подтвержденная эффективность повышения затрат на предупреждения в одной из компаний.
    • К разделу «Этап перебалансировки затрат». Нормативные значения баланса для производственных компаний.
    • К разделу «Этап перебалансировки затрат». Нормативные значения баланса для области оказания услуг.
    • Формирование собственного нормативного баланса.
    • Система 5S.
    • Древовидная структура причинно-следственных связей на примере внешнего отказа – штрафы.
    • Метод 5 почему как рабочий инструмент. Х матрица (Японский промышленный стандарт Z-8101).
    • Три основных организационных условия создания системы учета затрат на качество.

Практикум

  • Разработка последовательности перехода от отказов к оценке и предупредительным мерам.
  • Контрольные критерии как основа внедрения системы ТРМ.
  • Контрольные критерии как основа внедрения системы 5С.

Система Кайдзен – одно из эффективных направлений снижения уровня затрат. 10 принципов кайдзен. Контроль и фокус при использовании кайдзен Уравнение «Кайдзен»: контекст – конечная цель инструмента – индивидуальная ответственность Функционирование системы предложений в кайдзен. Принятие ценностей кайдзен. Создание системы заботы о клиентах в Кайдзен.

Практикум

  • Просмотр фильма - сессия Кайдзен на заводе.
  • Сессия Кайдзен по шагам реализации.
    • Шаг 0. Подготовка к сессии Кайдзен. Подготовка перечней проблем для проведения сессии силами сотрудников компании.
    • Шаг 1. Начало сессии. Распределение групп экспертов по блокам BSC (Система сбалансированных показателей).
    • Шаг 2. Распределение проблем по 4-м блокам системы сбалансированных показателей.
    • Шаг 3. Объединение проблем в группы по признаку их подобия в каждой перспективе. Предварительное выделение проблем, подлежащих обследованию по признаку доступности, включая выделение проблем первой очереди.
    • Шаг 4. Подготовка к выходу на Гемба. Формирование предварительных листов действий и вопросов по проблемам, выбранным для обследования на местах. Примеры листов действий и вопросов для интервью.Подготовка листов сбора информации.
    • Шаг 5. Выход на гэмба — место выполнения рабочего процесса. Сбор фактов, их фиксация и предварительная обработка (Заменяется по ситуации интервью в аудитории).
    • Шаг 6. Обработка результатов интервью. Уточнение коренных причин появления проблем и корректирующих мероприятий в каждом блоке силами 4 - х групп. Система статистического анализа подключается по необходимости.
    • Шаг 7. Каждая группа. Формирует перечни корректирующих мероприятий для проведения календарного планирования на основе приоритетности мероприятий по критерию эффективности воздействия.
    • Шаг 8. Формирование календарного графика проведения работ на основе оценки бюджетной стоимости проведения мероприятий.
  • Корректировка №2. Повышение эффективности и результативности рабочих и вспомогательных процессов.
    • Выбор актуальных процессов первой очереди на основе типового перечня бизнес-процессов. Типичные результаты постановочного аудита компании.
    • Матрица зрелости процессов. Система контроля по критерию состояния. Переход к формированию календарного графика улучшений и изменений.
    • Пошаговая технология перехода к процессу бережливого типа.
    • Развернутое состояние процесса на основе объединения фрагментов деятельности.
    • Визуализуемый менеджмент (Visible management): метод предоставления информации и инструкций об элементах работы .
    • Кросс-функциональная диаграмма как средство перехода к целевому состоянию процессов.
    • Примеры перехода процессов от текущего к целевым состояниям.
    • Разработка документированной процедуры. Регламентация процессов компании с позиций реализации бережливой системы.
    • Поле документированных процедур в соответствии с требованиями ИСО 9001:2015.
    • Исключение операций, не создающих ценности. Начальные навыки: сборочная линия, услуги.
    • Гибкие конфигурации производственных линий.
    • Компания ПОРШЕ. Бережливое производство Porsche.
    • Бережливое производство P&W.

Практикум

  • Исключение операций, не создающих ценности.
  • В группах проведение формирование операционных карт на основе одного из актуальных для компании процессов.
  • Система канбан.
    • Организация производства/система КАНБАН на фирме Toyota.
    • Канбан в системе «Lean production». Работа без административного вмешательства на горизонтальном уровне.
    • Эффективность. Канбан повышает качество продукции.
    • Переход на систему сборки единичных изделий одной категории на одном из конкретных предприятий.
  • Автономизация производственных процессов.
    • Предупреждающие сигналы на фирме «Кавасаки. США».
    • Баннерная система предупреждения брака.
  • Контрольный лист операционного менеджера. Система трех MU.
  • Автоматизация производственных систем.
  • Быстрая переналадка оборудования.
    • Возникновение SMED (SMED - single - minute exchange of die) на заводе Mazda Toyo Kogyo в Хиросиме.
    • Рационализация переналадки: основные этапы.

Практикум

  • Рассмотрение 3 MU (MUDA, MURI, MURA) как систему управления операционными процессами.
  • Оценка опыта применения системы SMED в компании Omark Industries в Портланде, штат Орегон.
  • Шесть признаков японского управления за рубежом. Таблицы для самооценки.
  • Корректировка №3. Снижение уровня затрат на управленческие и вспомогательные процессы.
    • Технологии первичной диагностики баланса. Операционные / Вспомогательные процессы.
    • Общие принципы формирования организационной структуры и штатного расписания на основе системы процессного управления.
    • Управление человеческими ресурсами в системе бережливого производства. Структура заработной платы..
    • Мотивация персонала по функциональным и не функциональным критериям.

Практикум

  • Тестирование этического уровня организации.
  • Итоги обучения за круглым столом.

Язык тренинга

Русский

Продолжительность обучения

16 ак. часов (2 дня)

Стоимость обучения

13 000 руб.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ