В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ БИЗНЕСА СОСТОЯЛОСЬ 5-Е ЗАСЕДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА

4 марта 2019 года в Высшей школе бизнеса состоялось пятое заседание Международного попечительского совета.

Заседание  прошло  под руководством Председателя Международного попечительского совета -  Сорокина Валерия Юрьевича – Председателя Совета директоров ПАО «АК БАРС» БАНК, генерального директора АО «Связьинвестнефтехим».

Повестка заседания Совета охватывала вопросы актуализации образовательных программ уровней DBA, МВА, Магистратуры с учетом глобальных трендов в развитии бизнес-образования и потребностей отечественного бизнеса.

Алсу Ринатовна Ахметшина выступила с приветственным словом к попечителям, ознакомила с основными направлениями развития Высшей школы бизнеса, раскрыла роль Школы в подготовке управленческих кадров.

Школа представила Совету информацию о концептуальных технологиях построения, логике, контенте, направлениям актуализации управленческих образовательных программ уровней  DBA, МВА, Магистратуры. Отдельное внимание было уделено разработке отраслевых управленских программ, стратегии взаимодействия Школы с корпорациями, раскрытием роли Высшей школы бизнеса в подготовке управленческих кадров компаний-партнеров.

Совету Попечителей было предложено обсудить следующие вопросы: необходимость усиления практической составляющей программ, стажировок, выездных модулей;  обновление тематики выпускных проектов; включение в образовательные программы дисциплин по социальной ответственности и устойчивому развитию бизнеса;  оценить потребности в новых дисциплинах; оценить соотношение hard и soft дисциплин в образовательных программах; применение новых форматов обучения.

С информацией о глобальных трендах формирования учебных планов международных бизнес-школ выступили международные эксперты Попечительского совета.

Профессор Сонг Чжу Пак выступил на тему: «Curriculum Innovations: What to teach» («Актуализация учебных программ: чему учить»). Сонг Чжу Пак построил свою презентацию в следующем виде: описание учебного плана программ МВА, перекосы и проблемы современного бизнес-образования, глобальные тренды обновления учебных программ МВА, в том числе в России. «Эволюция программ бизнес образования тесно связана с этапами экономического развития общества: аграрное общество-промышленное общество-общество знаний. Вместе с этими трансформациями менялся и контент программ, формы их реализации. Маятник бизнес-образования традиционно переходит от практикориентированности к теории и наоборот, стараясь найти баланс между этими существенными разделами образовательных программ. В современном обществе учебные планы программ МВА многих бизнес-школ похожи друг на друга: содержат базовые курсы и курсы по выбору. При этом сегодня назрела необходимость переоценки данного подхода. Это связано с тем, что в современном образовании роль дисциплин, развивающих soft skills слушателей, приобретает существенное значение. В этой связи традиционное деление дисциплин на базовые и элективные  требует трансформации. Необходимо понимать, что такие дисциплины как Эккаунтинг, Финансы, Операционный менеджмент, Маркетинг, Информационные системы формируют основу для развития  hard знаний, профессиональных компетенций. И это очень важно, так как hard знания являются ключевым фундаментом для развития  soft skills, к которым в традиционных программах МВА мы относим такие как Стратегия, Лидерство, Инновации, Предпринимательство, Корпоративное управление, Управление человеческим капиталом. Сравнивая учебные планы МВА, можно разделить школы бизнеса на интегративные (которые объединяют компетенции hard и soft skills,  используют такие базовые инструменты как «технологии» и «управление»,  выездные модули по практике современных трансформаций) и функциональные (в основном ориентированы на  hard skills).

Профессор обозначил современные проблемы МВА образования: «пузырь» МВА – значительное количество школ, предоставляющих этот образовательный продукт, снижение качества услуг, невыполнение фундаментальной миссии программы, применение коротких форматов, не позволяющих реализовать задачи обучения.

Тренды, на которых целесообразно осуществить переоценку программ, профессор Сонг Чжу Пак обозначил следующим образом:- гибкость и большая вариативность, -интегративность -баланс hard и soft skills, -включение практического опыта, -акцент на творческий подход, критическое мышление, -этика.

В заключении профессор Сонг Чжу Пак обозначил вопросы для обсуждения: - какие МВА выпускники требуются для корпораций Республики Татарстан, - какие направления взаимодействия необходимо развивать корпорациям с Высшей школой бизнеса, - каким образом уточнить миссию Школы, которая, с одной стороны имеет фокус на региональную экономику, с другой – на международный опыт.

Виргиниюс Кундротас выступил на тему: «Подходы к переподготовке менеджмента в соответствии с уровнем организационной структуры и стадией развития жизненного цикла компании». Виргиниус Кундротас обозначил следующие проблемы современного бизнес образования: - потеря комплексности образовательных программ, получение отдельных компетенций, функциональных навыков не связанных системно с задачами компании. «Такое образование, на мой взгляд, не создает ценности для компании. Считаю целесообразным переоценить программы обучения для корпораций с позиции стадий их жизненного цикла, принятых стратегий, действующих организационных структур. Проводить правильный отбор на обучение. С учетом актуальности интегративности образования главная цель современного образования должна быть ориентирована на подготовку менеджеров - «прагматических мыслителей», -резюмировал В Кундротас.

Председатель Международного попечительского совета Сорокин В.Ю. объявил дискуссию по обозначенным выступившими Ахметшиной А.Р. и профессором Сонг Чжу Паком вопросам.

Сотова Светлана ВикторовнаЗаместитель Генерального директора по экономике и финансам АО «Холдинговая компания «Ак барс» открыла дискуссию. «АО «Холдинговая компания «Ак Барс» имеет многолетний опыт подготовки кадров в Высшей школе бизнеса КФУ. Для нашей компании важно получение управленческого образования, балансирующего в системе  hard и soft skills. Как многоотраслевой холдинг мы крайне заинтересованы в реализации отраслевых программ МВА. При этом рекомендуем Школе разработать и представить программу «МВА  в машиностроении». Светлана Викторовна отметила необходимость включения в программы переподготовки кадров для холдинга курсов языковой подготовки.

Назипов Ленар Лимович – Генеральный директор ООО «ТаграС-Холдинг», Председатель Правления ООО «ТаграС-Холдинг» отметил: «Мы активно сотрудничаем с Высшей школой бизнеса по разным аспектам подготовки кадров – от классических управленческих программ, практических выездных  модулей до тренингов по актуальным для нашего холдинга задачам». Ленар Лимович выступил с обоснованием необходимости разработки гибких образовательных программ под потребности заказчика, применив принцип «под каждый запрос – свой продукт». В отношении выездных модулей была отмечена необходимость сосредоточения на тех аспектах бизнеса и организации бизнес-процессов, которых нет в отечественной практике.

Отдельное внимание было уделено необходимости массовой подготовки сотрудников в области IT менеджмента.

Было обращено внимание на необходимость усиления роли  soft skills дисциплин, развитию критического мышления у слушателей.

Салихов Ирек Фаритович – Председатель Совета директоров АО «Ядран-Ойл» отметил необходимость усиления значения образования в подготовке гармоничного человека, несущего ответственность за общество, его устойчивое развитие. Ирек Фаритович предложил переоценить образовательные программы с точки зрения трех важных составных частей: профессиональное мастерство, саморазвитие слушателя, социальная ответственность. В этой связи было отмечена необходимость включения в контент образовательных программ таких  дисциплин как этика бизнеса, психология бизнеса, социальная ответственность и т.п..

В целом Совет попечителей одобрил деятельность Школы в развитии образовательных программ.

           В ходе заседания была одобрена к запуску новая англоязычная магистерская программа «Менеджмент» с изучением международной управленческой практики  в азиатской бизнес-школе KAIST College of Business.

            Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета выражает признательность попечителям за поддержку и заверяет о серьезных намерениях Школы в устойчивом развитии, обеспечении высокого уровня и качества образовательных программ.